Основные районы работ: ХМАО, ЯНАО, УрФО. Также другие регионы России (при больших объемах). Очень высокая мобильность - наше преимущество. Некогда читать? Звони и спрашивай! (34922) 9-56-22 - Салехард, (3462) 33-06-99 - Сургут

Разработка порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (ППК)

Уже почти ни для кого не новость, что в последнее время одним из основных документов, требуемых в ходе проверок природоохранных органов, является «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами». И конечно, необходимость выяснить, что же за новая документарная «напасть» свалилась на предприятие, заставляет эколога (или ответственного за природоохранную деятельность), в первую очередь, обращаться к № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», где в ст. 26 «Производственный контроль в области обращения с отходами» сказано:

«1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами».

Не слишком подробно и доступно, верно? А вот ответственность за несоблюдение данного требования, изложенная в КоАП в ст.8.2.: «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток» - уже просто заставляет нервничать как самих экологов, так и руководство предприятий.

Дальнейший алгоритм действий понятен – надо этот самый Порядок разрабатывать, благо уже имеется «Временное положение по исполнению государственной функции по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю» (Приказ № 926-П от 22.04.2011г., утв. Департаментом Росприроднадзора по ЦФО), где перечисляются цели и задачи осуществления Порядка ПК, а главное - приводится перечень документов, необходимых для его оформления. Но вот при изучении данного перечня постепенно возникает ощущение некоторого недоумения, особенно у природопользователей, не ведущих производственную деятельность, сопровождающуюся образованием большого количества видов производственных отходов либо образующих только отходы потребления - в виде ртутных ламп и ТБО. На первых взгляд, в подавляющем большинстве случаев это недоумение понятно и оправданно: паспорта на отходы имеются (как, впрочем, и проекты НООЛР), технический отчет – составлен и сдан в госорганы, расчеты платы за негативное воздействие - тоже в порядке, договора на вывоз отходов аккуратно обновляются каждый год, и ответственный за природоохранную деятельность назначен, соответствующе обучен и имеет подтверждающий этот факт документ – какой смысл еще раз собирать все эти бумаги, тратить силы, финансы и время на составление и согласование Порядка производственного контроля, если и так уже контролируется все, что только возможно в офисном, например, центре? Но, раз надо – то надо, особенно памятуя о немаленьких штрафных санкциях, поэтому, тяжело вздохнув, предприятие начинает «бессмысленный повторный сбор» необходимых материалов.

Однако такой уж он «бессмысленный»? Давайте посмотрим на требование ст.26 89-ФЗ с другой стороны. Это как у М.Твена, помните? «Вопрос в том, заставляют ли Вас красить забор» - при более детальном рассмотрении вопроса становится понятно, что наличие Порядка ПК может не только подтверждать соответствие требованиям природоохранного законодательства, но и приносить постоянную и весьма ощутимую пользу самим предприятиям – от небольшого офисного центра до крупного завода.

Методологический подход к оформлению и, главное, к действительно эффективному осуществлению Порядка ПК, разработанный экоаналитиками и экоаудиторами нашей компании, заключается в постоянном применении принципа цикличности на основе аналитической оценки природоохранной деятельности предприятия, и состоит из нескольких этапов.

В первую очередь, заказчику предоставляется индивидуальный специалист-эколог, который проведет полную инвентаризацию как имеющихся природоохранных документов, так и процессов обращения с отходами на предприятии, сделает аналитическую оценку соответствия ее результатов с требованиями законодательных, нормативных и методических документов, а также даст свои рекомендации о необходимости проведения лабораторных исследований, по разработке нормативных документов (проектов НООЛР, ПДВ, СЗЗ, паспортов опасных отходов, паспортов на ГОУ и т.д.), по ведению внутреннего документооборота, обеспечению мер безопасности при обращении с отходами на территории предприятия - начиная от мест образования и до оборудования площадок временного накопления, о сроках и формах сдачи отчетности в контролирующие госорганы и т.д.

Далее на основании этого будет разработан и представлен на утверждение Заказчику План мероприятий на текущий год – причем мероприятий, действительно реально осуществимых для предприятия как с физических, так и с экономических позиций за данный промежуток времени. Это достигается обоснованием каждого пункта Плана ссылками на соответствующие нормативные документы и детальным совместным обсуждением возможностей и сроков для его воплощения, исключая фактор неопределенности и попытки «объять необъятное» (чем грешат, исходя из опыта работы, многие планы мероприятий).

По желанию Заказчика наши специалисты обеспечат выполнение любых пунктов Вашего Плана мероприятий - разработку отсутствующих проектных документов или внутренних инструкций по обращению с отходами, проведение лабораторных исследований, оформление и подачу на согласование отчетных форм, будут вести внутренний документооборот с установленной периодичностью, осуществлять расчет платы за негативное воздействие на ОС и т.д.

Завершит очередной цикл составление «Отчета о выполнении Плана мероприятий» за истекший период, с аналитический оценкой уровня воздействия предприятия на ООС в прошедшем году, эффективности принятых мер по его снижению, выводами и рекомендациями для дальнейшей деятельности. Полученные сведения послужат началом следующего цикла - для разработки нового Плана, на перспективу, уже с учетом выполненных работ в нем будут установлены новые цели и задачи (в зависимости от наличия имеющихся или планируемых изменений в деятельности предприятия), а также сроки их выполнения.

Таким образом, единожды составленный, аналитически обоснованный и применяемый по принципу цикличности Порядок осуществления ПК позволяет:

1) С позиций охраны окружающей среды:

- соблюдение в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов образования отходов;

- возможность оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений

- возможность своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду;

- возможность контроля за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленным соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.

- проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

- обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства

2) С позиций соблюдения требований нормативных документов:

- соблюдение природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления, установленных нормативной документацией

- постоянно контролировать наличие и срок действия любых необходимых документов по охране окружающей среды с целью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;

- своевременно предоставлять достоверную информацию, предусмотренную системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.

3) С позиций экономической целесообразности:

- планировать реальные затраты при выполнении Плана мероприятий на перспективу;

- сокращать затраты на утилизацию отходов путем применения методов обращения с отходами, чья эффективность будет обоснована и подтверждена Отчетами о выполнении Плана мероприятий;

- оценивать целесообразность затрат на внедрение новых технологий и модернизацию оборудования.

В заключение хочу отметить, что грамотный Порядок осуществления ПК – это, во-первых, исчерпывающе полная энциклопедия природоохранных материалов на Вашем предприятии, собранных в одном месте, без неизбежных поисков и ксерокопирования нужных документов перед проведением проверок контролирующих органов; во-вторых – постоянная возможность анализа и отчета о целесообразности тех или иных изменений в подразделениях предприятия, связанных с образованием отходов, которые в любой момент может потребовать Ваше руководство; в-третьих – это реальная оценка эффективности затрат с применением статистики по временному фактору. Может, все не так уж и «бессмысленно» и реальная польза будет гораздо больше, чем время, один раз потраченное на сбор документов? Если Вы все же решите попробовать ее получить – обращайтесь, мы рады Вам помочь.

 

/file/intertreid2/nvos.xls - Список предприятий ХМАО и ЯНАО, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

 

 

 

СКОРАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ (КАЖДЫЙ ДЕНЬ, 24 ЧАСА В СУТКИ):  

8 3462 78 26 49      

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Разработка природоохранной документации для предприятия:

(34922) 9-56-22 - Салехард (3462) 33-06-99 - Сургут
Эта страница была посещена счетчик посещений раз.